Что делать, если на вас был оформлен кредит?
Ваши действия при обнаружении кредита, который вы не брали. Как получить отчет по кредитной истории. Методы безопасности от действий финансовых мошенников.
На сегодняшний день возрастает число финансовых мошенников, разрабатывающих все больше различных схем, с помощью которых не представляет труда завладеть вашими персональными данными. Полученная не в самые добрые руки информация в дальнейшем может использоваться как средство наживы. Появление у вас кредита без вашего же осведомления — тому пример.
В начале 2021 года выявлено 1 800 правонарушений связанных с интернет-мошенничеством. Также выявлено 18 случаев использования чужих банковских карт, 11 нарушений в кредитной сфере, а также по одному факту мошенничества с недвижимостью и денежными займами. Уже за три месяца текущего года зарегистрировано 6 800 случаев мошенничества в интернете.
Часто случается так, что о существовании неожиданного кредита жертвы мошенников узнают лишь тогда, когда о задолженности уведомляют коллекторы.
Такая ситуация произошла с жителем города Петропавловск, который узнал о наличии кредита из письменной претензии от ТОО «eLoan». В ней сообщалось, что заем был предоставлен 1 марта в размере 55 тысяч тенге, сроком на 20 дней, но он в установленный срок обязательства не были выполнены, а по состоянию на 19 апреля задолженность вместе с пеней/штрафом составила уже 131 500 тенге.
Что следует делать, если вы внезапно обнаружили задолженность по кредиту, о наличии которого даже не знали?
При утере личных документов, велик риск, что мошенники воспользуются возможностью по ним оформить онлайн микрокредит на карту, выплату которого естественно оставят за их владельцем.
В век быстроразвивающихся технологий и цифровизации мошенники находят множество способов чтобы выкрасть ваши персональные данные – при использовании современной техники эта задача стала только проще.
Кредитная история позволяет обнаружить факт незаконно оформленного кредита и предотвратить дальнейшие неправомерные действия в отношении клиента. Отслеживание данных по своей кредитной истории поможет предотвратить мошеннические действия. В базе данных кредитных бюро хранятся сведения по всем заемщикам любых МФО, фирм и банков на территории всего Казахстана. Это значит, что при открытии кредита хотя бы раз, сведения по нему, в том числе и по имеющимся просрочкам уже занесены в базу данных.
Так что же делать, когда кредит уже оформлен, причем без вашего участия?
Естественно, важно выяснить каким банком или микрокредитной организацией выдан заем. Будет плюсом, если данное учреждение находится в области воздействия Агентства по регулированию и развитию финансового рынка. Уточнить данные сведения доступно на ресурсе финансового регулятора через раздел реестров.
Требуется незамедлительно подать заявление о факте мошенничества в полицию или прокуратуру. На основании этого должны провести почерковедческую экспертизу, цель которой — установить или опровергнуть подлинность подписи того, на кого был оформлен заем по договору.
Зная в каком финансовом учреждении был получен заем, нужно смело пишите заявление по совершенному факту руководству данной организации, детально предоставив все имеющиеся сведения.
- Отправьте обращение о произошедшем инциденте в Агентство Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка, что в дальнейшем поможет жестко пресекать подобные нарушения закона в выдаче кредитов.
- В случае, если вами были утеряны банковская карточка или удостоверение личности, обязательно следует приложить справку об утере.
- В сопроводительном письме либо заявлении требуйте провести внутреннее служебное расследование.
Поданное вами заявление своевременно должны зарегистрировать, на его копии также должны проставить дату и номер входящей регистрации (обязательно оставляйте себе копию с датой и номером регистрации). Также, вы можете потребовать предоставления вам дубликатов договора и его приложений со всей сопутствующими документами, такими как: удостоверение личности и индивидуальный идентификационный код клиента, на который были перечислены денежные средства.
Не забудьте, уточнить данные о менеджере, осуществившего выдачу займа и оформившего договор. Если в итоге банком или соответствующей организацией было отказала в предоставлении запрашиваемой документации и других сведений по данному займу, а также при наличии других нарушений ваших прав как потребителя финансовых услуг (в том числе и со стороны коллекторских фирм), вы имеете право подать обращение с жалобой в Агентство финансового регулирования РК.
По итогам I-го квартала 2021 года в отношении банков, организаций, оказывающих отдельные виды банковских услуг, коллекторских фирм, страховых, микрофинансовых организаций и кредитных бюро, было принято 10 предписаний, меры рекомендательного характера и надзорного реагирования — 31, взысканий с применением штрафов — 28 составивших в общей сумме 6 900 000 тенге.
Если проблемный заем оформлялся через кредитоматы, есть возможность идентифицировать получателя кредита по записям с установленных камер видеонаблюдения.
В случае же онлайн-кредита, полиция сможет выявить аферистов по IP адресу.
Как показала практика, воспользоваться личными данными с целью получения денежных средств могут не всегда незнакомцы, но и кто-то из окружения, будь родственники близкие или дальние, просто знакомые, друзья и подруги – люди, которым по какой либо причине вы могли доверить ваши документы и банковские данные.
Так, например, в Туркестанской области мужчина взял онлайн-заем на своего родственника, обманом воспользовавшись его картой и оказанным доверием. И подобный случай не единичный. Желающим получить быстрых денег подобным обманным путем, стоит помнить, о том что мошенничество влечет за собой уголовную ответственность.
Если так вышло, что банком не было выявлено соответствующего подтверждения того, что денежные средства по вашим документам были получены незаконно, необходимо подавать исковое заявление в суд по месту прописки о признании совершенной сделки недействительной.
При удовлетворении требований иска и положительном исходе, со своей стороны кредитная организация обязуется:
- остановить требование с вас погашения задолженности;
- списать сумму долга;
- запросить исключение информации по недействительному кредиту через бюро.
Как получить отчет по кредитной истории?
Рекомендуем даже при отсутствии за вами кредитов в настоящее время и прошедшей давности проверять сведения по вашей кредитной истории, обратившись за отчетом в на https://www.1cb.kz/ или https://egov.kz/. Стоимость услуги — 1 раз в год бесплатно, далее 400 тенге. Потребителям финансовых услуг важно знать следующее:
- Получить отчетность по кредитным операциям представляется возможным посредством кредитного бюро, портала Правительства для граждан, Центра обслуживания населения.
- Персональный отчет по кредиту рекомендуется получать хотя бы четыре раза в год при обращении в кредитные бюро. Получение кредитной отчетности единожды за год является бесплатным.
- В связи с высокой активностью финансового мошенничества за последнее время, утечек персональных данных, а потому и риска незаконного оформления займов, важно периодически мониторить состояние своей кредитной истории.
- При подаче заявки на кредит, банк в свою очередь должен получить от клиента письменное разрешение, для запроса из кредитного бюро вашего кредитного отчета. В любой из кредитных организаций решения о выдаче или отказе кредита принимаются самостоятельно.
- Кредитные бюро не принимают участие и никоим образом не оказывают влияние на данный результат. Минимальный срок хранения кредитной истории в бюро 10 лет с фактической даты появления последних сведений по кредиту.
- Сведения о персональном кредитном отчете не подлежат огласке и являются строго конфиденциальными. Раскрытие и передача информации по отчету третьим лицам запрещается.
Методы предосторожности и способы безопасности от действий финансовых мошенников
- Ни в коем случае не стоит оглашать и предоставлять неизвестным вам лично людям свои личные данные, тем более копии, цветные фото документов, удостоверяющих личность.
- Держите в секрете реквизиты ваших банковских карт, никогда не рассылайте и не публикуйте их где-либо, особенно в социальных сетях.
- Старайтесь избавиться от привычки отвечать входящий звонок словом «Да». Телефонные мошенники, имея на руках ваши данные, способны записать любую озвученную вами информацию и использовать ваш голос при оформлении на вас «чужого» займа.
- Проверяйте внимательно наличие префикса HYPERLINK HTTPS:// на ресурсах, где необходимо указать конфиденциальную информацию или пройти регистрацию.
- Если вы не уверены в подлинности страницы, аккаунта, группы или сайта, лучше перепроверить информацию до совершения каких-либо действий.
Не так давно во всеми известном Facebook пестрел фишинговый аккаунт-двойник самого крупного банка второго уровня в Казахстане. На данной страничке якобы разыгрывался щедрый конкурс для клиентов названного банка. В сообщении поста было сказано, что каждый 20-й из участников конкурса гарантированно получит свои призы. В первую очередь, что не сразу бросается глаза, но следует заметить, — это сбивающее с толку наименование странички «Home Haylk» (обратите внимание на полное написание) а также банка Home Банк Qаzkom, содержащие ключевые слова, которые у всех на слуху. В РК банков «Home Hаylk» и «Home Банк Qаzkom» не существует. Настоящее название народного банка — “Hаlyk Bаnk”, мобильное приложение которого называется Homebank с имеющейся официальной подтвержденной страницей в социальных сетях. Во-вторых, координаты несуществующего банка, в том числе номер телефона не казахстанские.
- Не спешите открывать и отвечать на сообщения о выигрышах, если вы нигде не участвовали. Мы ведь знаем где бывает бесплатный сыр?
- Внимание! Сотрудники банка не имеют права запрашивать ваши данные по карте и любые другие сведения ссылаясь на подозрительную активность.
- На самом деле, сотрудникам банка нет необходимости совершать звонки с целью уточнения паспортных данных клиента, информации о его счетах. В финансовых организациях уже имеется нужная информация о клиентах в досье и кредитной истории. С подобными вопросами банковские менеджеры не обратятся по телефонному разговору. Но такие сведения очень ценны для мошенников.
- Не будьте доверчивы, если позвонивший незнакомец представился сотрудником банка или какой-либо финансовой организации, следует незамедлительно завершить разговор. Помните, что ваши потери банки не компенсируют.
По причине слишком частых атак мошенников 11 отечественными банками (Halyk Bank, Kaspi.kz, Нурбанк, «Сбербанк», Банк ВТБ (Казахстан), «Альфa-Банк Казаxстан», AltynBank, ForteBank, Jýsan Bank, Евразийский банк, Банк Хoум Крeдит) в массмедиа было опубликовано совместное предупреждающее обращение к клиентам, в котором рассказали о наиболее распространенных недобросовестных мошеннических схемах. Злоумышленники звонят клиентам, представившись менеджерами банков, уведомляют риске кражи денежных средств со счетов клиента и настоятельно советуют в целях безопасности срочно совершить перевод на денежных средств на резервные счета или страховые и тому подобное. Совершают рассылки по адресам электронной почты или в популярных мессенджерах сообщений с информацией о щедрых акциях, предоставлении уникальных и выгодных услуг, розыгрышах ценных призов и т.д.
- При утере документа, удостоверяющего личность, не затягивайте с подачей заявления в ЦОН.
- При утере банковской карты, лучше ее временно заблокировать или перевыпустить.
- Проверяйте банкомат, которым решили воспользоваться: на нем не должно быть никаких дополнительных устройств, а клавиатура должна быть плотно и надежно закреплена.
- При вводе PIN-кода старайтесь прикрывать клавиши рукой от внешнего наблюдения. По возможности пользуйтесь банкоматами находящимся внутри отделений. Их чаще проверяют и надежнее охраняют. Лучший вариант, когда банкомат оснащен «крыльями» над клавиатурой — с такой защитой невозможно пристроить накладную клавиатуру , а подсмотреть вводимые вами данные практически не удастся.
- Если вы потеряли или, что хуже, у вас украли средства связи, смартфон или мобильный телефон, мошенники могут получить доступ к вашим счетам через регистрацию в интернет-банкинге по номеру утерянного устройства или совершить действия в уже установленных мобильных приложениях. В этих случаях необходимо заблокировать номера при помощи мобильных операторов, а по возможности заблокировать устройство через личный аккаунт.
- Регулярно меняйте пароли приложений интернет-банкинга, не поленитесь сделать их более сложными. Внимательно ознакамливайтесь со всеми документами, которые подписывайте, сверяйте правильность указанной информации.
- Предостерегайте пожилых родственников от возможных атак мошенников — именно люди преклонного возраста часто становятся жертвами злоумышленников.
Помните, ваша финансовая грамотность — главная защита от мошенничества.
Жибек Канапьянова — эксперт по личным кредитам и финансовым новостям. Бакалавр экономики и бизнеса специальности “финансы” КГУ им. Ш. Уалиханова.